Новую актуальность проект приобрел в контексте активизации усилий Китая в продвижении его масштабной инфраструктурной инициативы "Один пояс, один путь", которая предусматривает реализацию инфраструктурных проектов в 62 странах вдоль так называемого Нового шелкового пути стоимостью более полутриллиона долларов.
"По мере расширения интересов Китая в регионе, с ростом его благосостояния, растет и его влияние. Поэтому в то время как Китай строит экономический коридор в направлении юга в рамках инициативы "Один пояс, один путь", Индия стремится развивать связи со своими восточными соседями" – прокомментирjвал ситуацию для Bloomberg старший партнер Observer Research Foundation в Нью-Дели К. Йоме.
В рамках политики "Действуй на востоке" (Act East Policy) Индия инвестирует в развитие сети автомобильных и железных дорог на своих северо-восточных границах, где она граничит с Непалом, Бутаном, Бангладеш, Китаем и Мьянмой.
Нью-Дели теперь предлагает продлить магистраль на Мьянму и Таиланд до Камбоджи, Лаоса и Вьетнама с целью усиления связей со странами – членами региональных объединений АСЕАН и БИМСТЕК.
Строительство магистрали будет финансироваться Азиатским банком развития в рамках деятельности Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии СААРК, в которую входят Индия, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Мьянма, Непал и Шри-Ланка. В публикации отмечается, что в период с 2011 года инвестиции в инфраструктурное развитие в рамках работы СААРК составили $6 млрд, почти удвоившись с $3,5 млрд в предыдущем десятилетии. Страны СААРК, не считая Мьянмы, которая присоединилась к организации только в феврале этого года, планируют в предстоящие три года инвестировать в инфраструктурные проекты еще $4 млрд.
Новые проекты включают в себя создание транзитного коридора, который свяжет индийский штат Мизорам с портами Калькутта и Ситтве в Мьянме. Инвестиции Индии в строительство порта Ситтве составили $120 млн.
В мае этого года Индия отказалась от участия в саммите "Шелковый путь – 2017". Три месяца спустя обострилось противостояние между двумя ядерными державами на почве территориальных разногласий в гималайском высокогорье.
Китайское правительство неоднократно заявляло, что инициатива "Пояса и пути" направлена на укрепление регионального сотрудничества и принесет выгоду всем странам-участницам. Пекин многократно призывал Индию забыть об опасениях и сомнениях в отношении проекта.
Дорожная сеть в северо-восточных штатах Индии всегда была слабо развита. Отчасти это было сделано намеренно, чтобы сделать регион недоступным для китайских войск, в случае, если Пекин повторит свою попытку захватить спорную территорию.
Однако, с другой стороны, недостаточность транспортной инфраструктуры препятствует доступу индийских компаний на рынки стран Юго-Восточной Азии. Правительство Моди реанимировало старые инфраструктурные проекты, такие как строительство самого протяженного в стране моста через реку Брахмапутра длиной более 9 км, чтобы обеспечить в случае необходимости переброску войск в северо-восточный штат Аруначал-Прадеш – один из самых отдаленных районов Индии, который оспаривается Китаем.